Обучение счёту.

 

Каждый ребёнок индивидуален. Каждый ребёнок обладает определённым набором способностей и задатков. Это необходимо всегда учитывать при начале курса обучения любому предмету или новому виду деятельности.

В этой статье пойдёт речь об обучении счёту.

Дети уже с малого детства могут делиться на три категории, говоря простым языком: естественников, гуманитариев и технарей.

С раннего детства можно заметить это, если внимательно наблюдать за своим ребёнком. Если у ребёнка есть большое желание смотреть книги, слушать с удовольствием как ему читают, рассматривать подолгу картинки и делать первые попытки разбирать буквы, кубики с буквами – значит перед нами гуманитарий.

Если ребёнку нравится возиться со всем живым и собирать природный материал – значит это естественник.

Если ваш ребёнок проводит дни в конструировании моделей – перед вами будущий любитель техники.

Есть ещё и счетоводы, то есть любители возиться с цифрами, возможно, это вестники нарождающегося класса, связанного с цифрами и символами - программисты.

Любому из них необходимо овладеть азами математических дисциплин. И самое главное - научиться считать.

Успехи в обучении счёту будут зависеть от наклонностей вашего ребёнка. Ваша задача состоит в том, чтобы преподать это весело и интересно. Как правило, обучение счёту вызывает меньше затруднений у большинства детей, чем обучение письму или чтению.

Прежде чем приступить к началу обучения, я бы посоветовала вам обзавестись подручным материалом, а именно двусторонней доской. На одной стороне можно писать мелом, а на другой фломастерами и приклеивать магнитные буквы и цифры. Если у вас нет возможности купить эту доску, приспособьте ваш холодильник для наклеивания магнитных пособий и возьмите какую-нибудь ненужную в хозяйстве деревянную панель размером, допустим, 60см*100см, для того, чтобы писать мелом. Купите обычный мел.

Эти вещи вам пригодятся в дальнейшем обучении ребёнка. Доска хороша тем, что на ней можно рисовать цифры и буквы большого размера. Детям сложно начинать писать и рисовать маленького размера символы, поэтому лучше всего работать на доске. Кроме того, многие дети очень ревниво относятся к своим начинаниям, им не нравятся их первые шаги в письме и рисовании, работая на доске всегда можно стереть не понравившееся тряпкой. Единственный минус работы на доске, это то, что приходится ВСЁ стирать. Это для многих маленьких трудяг большое разочарование, так как, по их мнению, плоды их трудов должны сохраняться долгое время. В таком случае попросите повторить ребёнка «для истории» продублировать написанное на доске, на листке бумаги. Затем положить листок в папку. Подпишите дату. Воспитывать уважительное отношение к плодам своего труда очень важно с детства. Каждый ребёнок воспринимает мир через себя. Оценка себя происходит через оценку своего «Я» и оценку продуктов собственной деятельности. Если вы научите ребёнка уважать плоды его труда, он сможет в дальнейшем уважительно относиться к плодам трудов других людей. Естественно, что в данном моменте необходимо соблюдать чувство меры , то есть не слишком увлекаться превознесением успехов ребёнка и культивированию его «необыкновенного таланта». Нужно относиться к трудам ребёнка с должным уважением, но не более того.

Итак, счёт.

Первым учителем ребёнка будет взрослый, который постоянно находится рядом с ребёнком и ухаживает за ним. Очень важно, чтобы это была мама. Большинство современных исследователей в области детской психологии, считают, что отрыв ребёнка от матери в первые годы его жизни очень негативно влияет на дальнейшее развитие ребёнка. В дальнейшем развитии могут наблюдаться нарушения психического и физического развития, задержка речи, нарушение развития познавательных функций и эмоционального развития.

В раннем детстве у ребёнка формируется потребность в общении. При этом ребёнок полностью зависит от взрослого. В паре общения ребёнок взрослый, ведущим и обучающим является взрослый. Поэтому, начиная чему-либо обучать своего ребёнка, помните, что на вас лежит большая ответственность. Вы - первый человек, который рассказывает ему об окружающем мире. Постарайтесь строить ваши рассказы положительно эмоционально окрашено , познавательно и интересно для ребёнка.

В период раннего детства у ребёнка активно начинает развиваться наглядно-действенное мышление. Это значит, что ребёнок манипулирует предметами, тщательно исследуя, сравнивая и изучая их свойства. Поэтому при обучении счёту в качестве подручного материала нужно использовать предметы, хорошо знакомые ребёнку.

Не волнуйтесь, если у вашего ребёнка недостаточно развита речь. При обучении счёту важно только, чтобы он повторял за вами движения, эмоциональную информацию и пытался воспроизвести название цифры.

 

Для начала нужно пояснить ребёнку, что есть понятие «много» и «ничего». На примере его любимых игрушек. После взрослого, игрушки – самый близкий к ребёнку мир.

Потом можете ввести понятие «количества» и научить отвечать на вопрос «сколько». Ответ должен быть «много» или «нисколько (ничего)».

Затем переходить в мир знакомства с «много». При этом не забудьте показывать руками «как много». Разведите руками, описывая ими, например, круг в воздухе. Ваше лицо мимически должно выражать слово «много». Таким же образом покажите «ничего». Это первые шаги в мотивации обучения – интерес к огромному миру, который можно посчитать и эмоциональная окраска, обязательное условие интереса к изучаемому материалу.

Маленькие дети лучше запоминают материал, когда он эмоционально окрашен.

 

Начинаем считать.

После понятия «много» вводите «как много». «Много» бывает по-разному.

Начинаем с числа «один». Начните с предмета в комнате ребёнка, который находится в единичном экземпляре в квартире. Будьте внимательны, это не должен быть, к примеру, диван, так как в квартире могут быть ещё диваны. Это может быть детская кроватка (если ребёнок один), или ещё что-то. Понятие «один» имеет много значений, познакомьте ребёнка сначала со значением «одного экземпляра». Постарайтесь объяснить так, чтобы у ребёнка не возникла путаница, что «один» это название предмета. Сначала назовите предмет, а потом скажите, что он один. Можно показать один палец на руке и потом, в противовес, показать заранее виденное ребёнком понятие много. «Вот одна кроватка (показываете на предмет и потом показываете палец), а вот много всего (описываете руками круг)»

Начиная счёт с предметов мебели, вы как бы вводите ребёнка в большой мир. Вы начинаете знакомство с миром больших вещей, то есть вы знакомите ребёнка с миром взрослых, к которому так стремится ребёнок.

Потом постарайтесь на примерах других вещей закрепить это понятие. Вы можете находить эти примеры где угодно: на прогулке или когда вы пришли в гости с ребёнком. Постарайтесь показать ему, что понятие «один» есть везде в окружающем его мире. На доске можно мелом начертить одну палочку и сказать «один». Если ребёнок будет дорисовывать рядом, старайтесь, чтобы палочка осталась на доске одна, лучше будет стереть свою палочку, а его оставить. Понятие «один» должно чётко усвоиться.

После усвоения понятия «один» переходите к «двум». Здесь можно показать на себя и ребёнка и посчитать «один (показали на себя) – два (показали на ребёнка)», потом обобщение «ты и я – два». Закрепите материал на предметах в комнате. Потом на доске нарисуйте две палочки.

Если вы начали заниматься с малышом 1,5 лет, не спешите нагружать его информацией, но и не делайте больших перерывов в ваших занятиях. Достаточно будет изучать по два числа в неделю.

По схеме представленной выше дойдите до числа «пять». Теперь вы смело можете посчитать пальчики на руках ребёнка. Посчитайте вместе с ребёнком пальцы у себя на руке, и на одной руке у каждого члена вашей семьи. Таким образом, вы даёте представление не только о количественном значении «пяти», но и даёте понять ребёнку, что он такой же как и все, только маленький. Когда вы будете считать пальчики у ребёнка на руке, обратите внимание на то, что у него они маленькие, а у вас - большие. Прокомментируйте, что у ребёнка пальчики вырастут и станут такими же большими.

Если ребёнок хорошо усвоил счёт до «пяти», можно продвинуться и дальше и досчитать до «десяти». При этом , если ребёнок будет вас просить считать дальше – считайте, но не заставляйте его повторять.

Если ваш ребёнок до трёх лет освоил счёт до десяти, можно смело покупать книги для маленьких детей или журналы, развивающие игры со счётом до десяти.

Если вашему ребёнку три года, можно начинать его знакомить с цифрами. Пишите их на доске крупно мелом. Знакомство с цифрами нужно проводить тоже постепенно.

Например, берёте одну игрушку, ставите её на стол, говорите «один» и пишите на доске «1».

Объясняете малышу, «вот мишка (к примеру) сидит один, один пишется вот так». Ребёнок может спросить как пишется «мишка», напишите. Обязательно прокомментировать, что «мишка» - это слово и оно состоит из букв, это слово, которое мы говорим. Эта информация может быть непонятна, но она отделяет понятие «цифра, число» от понятия «название предмета».

Затем также постепенно выставляйте игрушки на стол сами или просите ребёнка, и пишите цифры на доске. Это можно превратить в игру, но если ребёнок настроен на серьёзный лад учения, лучше провести в спокойно занятие. Всё зависит от индивидуальных качеств ребёнка, не забывайте это.

 

Цифры в окружающем мире.

Для более полного закрепления материала и подкрепления интереса ребёнка к миру чисел и цифр, показывайте ему цифры везде, где вы их видите. Например, вы выходите из квартиры, покажите на номер квартиры и объясните, что это сложные цифры нужные для того, чтобы посчитать все квартиры в доме, и чтобы каждый знал, где он живёт. Покажите ребёнку табличку с номером вашего дома. Объясните зачем она весит (например, «построено много одинаковых домов, люди должны знать где они живут»). Покажите, что у машин, трамваев, троллейбусов есть цифры. Если вы пойдёте с ребёнком в магазин или аптеку, покажите на ценники, скажите зачем они висят. Ребёнок должен понять, что его обучение необходимо для дальнейшего познания мира взрослых. Показывая на таблички с цифрами, вы образами (трамваи, ценники) и символами (цифры, написанные на чем-нибудь) подтверждаете свои слова. То есть вы переходите постепенно на стадию развития наглядно-образного мышления. К тому же вы зарождаете мотивацию, необходимую для дальнейшего обучения и ещё вы даёте понять ребёнку, что мир огромен, но его не надо бояться, а нужно и можно изучить.

Начальная арифметика.

Дальнейшее знакомство с цифрами и азами арифметики должно зависеть от желания ребёнка. Если оно есть – смело можно продолжать ваши занятия, если его нет - не забывайте ранее изученный материал, постоянно возвращайтесь к нему во время ваших занятий и прогулок. Как только почувствуете, что ребёнок готов к дальнейшему изучению материала – приступайте.

А вот дальнейшее обучение я бы посоветовала направить на основы арифметики. То есть проведение простых математических действий (сложение, вычитание) в пределах десяти.

Почему именно с арифметики, а не продолжение изучения цифр. Потому, что арифметика сложней, потому что нужно приучить ребёнка к тому, что изученным материалом надо владеть хорошо, и потому, что нужно избежать простых арифметических ошибок в младшей школе и довести счёт в пределах «десяти» до автоматизма (основная масса младших школьников делают ошибки в простых арифметических действиях).

При обучении простой арифметики обязательно «участие» игрушек» и запись на доске цифрами ваших действий.

При обучении сложению имеет смысл сначала использовать слово «прибавилось, появилось, посадили на стол, и т.д.». Когда вы будете делать соответствующую запись на доске, обязательно объясните, что существует специальный язык для этой записи. Что слово «прибавилось» заменяете символом «+», а слово «получилось» символом «=».

Начинайте с цифры «1». Прибавляйте к ней «1» и вычитайте «1» (понятие «ничего» записывайте нулём). Потом переходите на «2». Сначала прибавляйте к «2» «1», потом вычитайте из «2» «1». Один - это знакомая уже цифра и проводить с ней элементарные математические действия ребёнок будет спокойно. Потом переходите к арифметическим действиям с «2» и «2». Каждое действие записывайте на доске. Не спешите с освоением новой информации. Тщательно закрепляйте и записывайте изучаемый материал. Если у ребёнка есть желание повторять написанное вами на доске, пусть пишет под вашими записями. Ваша запись должна быть, как образец для копирования, написана чётко.

 

После того как вы освоили минимальные арифметические навыки, смело покупайте детские издания (книги для развития, журналы для более старшего возраста, развивающие игры) где нужно считать и записывать результаты счёта в пределах десяти.

 

Удачи! Самое главное помните, что ВЫ самый первый учитель для вашего ребёнка. От качества Вашей работы будут зависеть его дальнейшие успехи. И в этой работе не должно быть Вашего «не умею» и «не хочу», как часто, к сожалению, приходится слышать от мам.

визитка главнаяназад
Хостинг от uCoz