Я не устаю говорить родителям о том, что дети ИНДИВИДУАЛЬНЫ.

Это нужно помнить с самого начала жизни вашего ребёнка.

Как это связано с обучением грамоте? Спросите вы. Самым непосредственным образом.

У каждого ребёнка СВОЙ набор способностей и СВОЙ путь их развития.

Кто-то начинает сразу с 2-х лет или даже с полутора постигать науку о буквах, а кто-то в это время более углубленно изучает строение машинок, либо занимается конструированием, либо же посвящает себя изучению красок и карандашей и т.д. Вариантов множество.

 

Поэтому очень важно в маленьком человечке на первых порах ЕГО изучения жизни и проявления себя, не задавить в нём ЕГО ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ.

Вы должны помочь вашему ребёнку раскрыть своё «Я», а не блокировать это «Я» с детства.

Если у ребёнка есть желание и способность заниматься грамматическими упражнениями – помогайте ему в этом, если нет – наблюдайте за проявлением интересов вашего ребёнка и помогайте ему их развивать.

 

Многие «продвинутые» родители пытаются научить знанию букв детей с пелёнок.

Это напрасный труд. Чтобы понять «почему?» нужно подробно ознакомиться с физиологическим развитием детей до года.

Бывают даже негативные моменты такого обучения. Повесив над кроватью малыша разноцветные и яркие буквы или любые символы, можно спровоцировать, например, косоглазие, повышенную нервозность или активность. То есть нарушить необходимую для малыша обстановку спокойствия, постоянным нежелательным раздражителем.

 

Говорить об обучении грамоте можно лишь тогда, когда ваш ребёнок заговорил фразами.

В наше время очень много детей с проблемами развития речи. Поэтому первой вашей задачей является научить ребёнка говорить.

 

Если ребёнок развивается рано

 

Если ваш малыш заговорил в 1,5 года фразами и проявляет интерес к буквам, вам нужно

- приобрести азбуку с большими картинками.

Здесь есть одно «НО!».

При выборе азбуки смотрите на то, чтобы все предметы, изображенные на картинках в азбуке были просты и понятны вашему малышу, и чтобы на странице с буквой было несколько картинок с предметами, начинающимися на эту букву. Многие издательства в погоне за красочностью образов, теряют из виду то обстоятельства, что начинающие обучаться грамоте дети должны иметь дело с простым и понятным материалом.

Например, возьмём букву «А». На картинке с этой буквой могут быть нарисованы : апельсин, арбуз, аквариум, автобус.

Но вот «аист» вызывает осложнение, т.к. на букву «Ж» может встретиться похожий на аиста журавль.

Вы можете сказать, что это ерунда. Возможно с точки зрения взрослого человека, это мелочь, но с точки зрения маленького ребёнка, вступающего в жизнь и познающего грамоту – это очень важная деталь в процессе познания.

Просмотрите внимательно азбуку и выберите ту, которая вам кажется более понятной для вашего ребёнка.

Кроме того, нужно покупать книги с большими, понятными для ребёнка картинками, и маленьким текстом. Картинки вы должны рассматривать вместе, при этом ваша задача называть все предметы на картинке. Произносите слова чётко выговаривая буквы. Обращайте внимание на слова, которые начинаются с букв уже знакомых малышу.

Играйте в игру «с какой буквы начинается слово». Когда малыш произносит букву – пусть находит её на картинке в азбуке или в любом буквенном материале, который можно купить.

Приобретая буквенный материал для детей до 3 лет, обратите внимание на то, чтобы он был большой. Это не должна быть магнитная азбука. Буквы, с которыми будет играть ваш малыш должны быть большие. В этом возрасте все игрушки должны быть большие и объёмные.

 

Психологический кризис 3 лет

Если вы начинаете обучение грамоте вашего малыша с его 3х лет, вы должны помнить о первом детском психологическом кризисе. Он как раз должен быть в возрасте около трёх лет. В данный момент малыш может быть особенно капризен и настойчив, может отстаивать свою точку зрения. Будьте терпеливы и если настроение у малыша капризное – не занимайтесь, поиграйте.

Специфика занятий с трёхлетними детьми состоит в том, что ваше утверждение может быть подвергнуто сомнению или опровергнуто вовсе. Что делать в таком случае?

Во-первых, нужно приобрести авторитет у малыша. Обычно он приобретается просто. Нужно поиграть с малышом в новую и интересную для него игру. Предложите вашему малышу игру, покажите, как в неё играть, увлеките его. Таким образом, вы будете не просто авторитетом, а старшим другом, с которым всегда интересно проводить время – а это немаловажно в дальнейшем развитии ваших отношений с ребёнком.

 

Развитие речи и обучение грамоте

Для того , чтобы ваш ребёнок хорошо и вовремя заговорил вам придётся потрудиться.

Самую большую и распространённую ошибку делают современные родители, включая телевизоры в надежде « разговорить » своё чадо. Это неправильное представление.

Только живая эмоционально окрашенная речь поможет вашему ребёнку научиться говорить. Поэтому для начала вы должны рассказывать ребёнку обо всём, что он видит.

Это может быть на ваших прогулках или когда вы дома и малыш возле вас.

Произносите слова чётко, рассказ стройте по простой незамысловатой схеме. Очень скоро вы заметите, что малыш делает попытки вступить с вами в диалог, произнося отдельные звуки или слоги.

Пример из моей жизни. Гуляя со своим годовалым сыном по аллее, я просто называла ему предметы, попадающие в его поле зрение. «Смотри, малыш, вот это берёза» - говорила я – «а это рябина. Вот птица ворона». И в таком же духе. Он сначала молчал. Потом стал на все мои фразы отвечать многозначительно « каа ». В результате первую фразу он произнёс в полтора года и она звучала так: «Птица ворона клюёт рябину».

 

 

Как работать с буквами

Настал момент для вашего ребёнка изучать буквы. Он готов и проявляет интерес. Теперь вам надо приобрести буквенный материал. Покупать нужно буквы большого формата (можно нарисовать самим на картоне). При этом обратите внимание на то, чтобы гласные буквы были одного цвета, а согласные – другого. Чтобы у ребёнка с первых моментов обучения, не возникало путаницы. Кроме того, вам на первых порах понадобиться азбука с картинками (о том какая должна быть азбука я уже писала). Ещё я бы рекомендовала пластилин, альбом для рисования и фломастеры.

На первом занятии дайте ребёнку познакомиться со всеми предметами, с помощью которых он будет обучаться.

Ваши уроки должны проходить обязательно в первую половину дня, т.к. в это время дети могут больше усвоить информации. Это научно доказанный факт.

Не стоит ваши первые занятия проводить строго за столом . Заставлять ребёнка дошкольного возраста высиживать определённое количество времени на одном месте весьма неблагодарное и непродуктивное занятие. Неблагодарное потому, что физиологически ребёнок в этом возрасте нуждается в движении и у вас уйдёт много сил и времени на то, чтобы заставить его сидеть. Непродуктивное потому, что ребёнку в этом возрасте легче усваивать информации в движении . Совсем не факт, что сидя за столом, ребёнок усвоит предложенный материал. Большую часть времени он будет занят ожиданием окончания «сидения за столом». Поэтому комната, в которой вы занимаетесь, может быть полностью задействована для ваших занятий. Например, на полу лежит буквенный материал, на столе пластилин с картонкой, на диване альбом для рисования и на кресле азбука. В идеале, стоит у ребёнка спросить «ГДЕ и КАК комфортно ему было бы заниматься».

Итак, вы определились с местом или местами вашего занятия. Далее вы начинаете изучать буквы.

Берём букву «А». Вы показываете картинку из буквенного материала с изображением этой буквы. Потом вы проводите по рисунку пальцем руки, повторяя очертания буквы. Затем просите ребёнка провести по этой букве пальцем (это, так называемая, «память рук»). Далее вы берёте пластилин и лепите эту букву сами. Затем просите ребёнка слепить эту букву. Потом вы переходите к Азбуке и рассматриваете картинки со словами, начинающимися с буквы «А». Дальше я бы порекомендовала вам вместе вспомнить слова, начинающиеся на букву «А».

После этого можно взять фломастеры и попытаться нарисовать букву «А». Буква может быть нарисована каких угодно размеров и пропорций, главное – это соблюдение правильности написания основных элементов буквы.

Первый успех ребёнка должен быть поощрён. А именно – повесьте лист с его первой буквой на стену ( или специальный детский стендик ), на видное для всех взрослых место.

Это очень важно для поднятия самооценки ребёнка. Особенно в таком важном деле как обучение грамоте.

По вышеописанному принципу вы изучаете весь алфавит. Отдельное объяснение вы должны дать буквам Ь ,Ы ,Ъ. Это объяснение должно быть понятно вашему малышу.

Например, буква Ь делает буквы мягкими, но в случае слова «мышь» можно сказать, что так принято писать и это просто надо запомнить.

Перед изучением каждой новой буквы, повторяйте пройденные ранее. Пройденные буквы положите в один конверт, не пройденные – в другой. Перед началом изучения нового материала берите конверт с пройденными буквами и в непроизвольном порядке доставайте оттуда буквы и просите ребёнка их называть.

Теперь вы можете приобретать магнитную азбуку, ведь ваш ребёнок будет знать, как с ней играть.

 

Обучение чтению.

После того, как алфавит пройден, можно приступать к обучению чтению.

Перед этим вы объясняете ребёнку, что есть буквы «гласные» и «согласные» . «Гласные» произносятся только голосом, «согласные» с помощью языка, губ и зубов.

Вы вместе раскладываете ваш буквенный материал на «гласные» и «согласные». Начинаете с обучения чтению по слогам, с буквы «А» (далее в алфавитном порядке).

Вы берёте все согласные (в алфавитном порядке) и прочитываете с буквой «А». Первые слоги читаете вы, потом может читать ребёнок. Т.Е. на столе лежит стопка согласных букв и буква «А». Прочитав слог с согласной буквой, вы убираете эту согласную в конверт.

Таким образом, вы читаете по порядку слоги со всеми гласными алфавита.

А после того, как ваш ребёнок владеет буквенным материалом уверенно, вы приступаете к чтению слов. Вначале надо читать слова, состоящие из 3 букв. Скажем, вы прочитали 15 слов из 3 букв, прибавляйте букву. У вас получаются слова из 4 букв.

Постарайтесь найти букварь или книгу для первого чтения, где были бы такие слова. Если вы не нашли – не беда. Думаю, для вас не составит труда составить список слов с 3,4,5 и т.д. буквами.

При чтении слов, вы ОБЯЗАТЕЛЬНО должны объяснять ребёнку смысл этих слов. Таким образом, вы пополняете словарный запас малыша и расширяете его кругозор.

Вы можете читать слова до 10 букв. При этом не стоит читать помногу. Достаточно пяти новых слов.

После того, как малыш уверенно читает слова из 10-12 букв, переходите к предложениям.

Первая книга ребёнка должна быть с большими (на весь лист) картинками и маленьким (два-три предложения текстом). Текст должен быть простой и понятный, а на рисунке иллюстрация к тексту. Когда будет уверенно прочитана и понята первая книга, можно понемногу усложнять процесс, т.е. выбирать книги с меньшими рисунками и большим текстом. Но это надо делать постепенно, понемногу увеличивая сложность.

 

 

Если у ребёнка поздний интерес к буквам

Если ваш ребёнок категорически не хочет заниматься обучением грамоте вплоть до 5 лет, в таком случае придётся вам постараться найти мотивацию для вашего ребёнка. Например, если он увлекается машинами – объяснить, что он не выучившись читать, не сможет прочитать что-нибудь нужное и интересное о машинах. Ваш современный ребёнок может вам возразить, что «зачем мне читать, я посмотрю в телевизоре». На это вы можете ответить аргументировано . Купить журнал про машины, и покажите ребёнку пару статей про тюнинг машин или что-нибудь в этом роде. Скажите, что не всё можно посмотреть по телевизору, большая часть информации пишется буквами.

Если вы начинаете учить буквы с 5 лет, вам уже обязательно большую часть времени вашего урока проводить за столом. Если ребёнок с трудом высиживает – делайте перерывы на зарядку, игры типа «попади мячом в кольцо». Но эти перерывы должны быть не более 5, максимум 10 минут. Рассматривать азбуку вы можете не за столом.

С 5 лет нужно стараться знакомить ребёнка со школьным распорядком. Но не настойчиво.

Сейчас много предложений для обучения детей в группах развития, с разных возрастов.

Обучение в группе – это замечательно, но мне кажется, вам нужно самим приложить усилия и позаниматься со своими детьми. Это важный элемент закладки ваших дружеских отношений с ребёнком в дальнейшем.

Желаю удачи!

 

визитка главнаяназад
Хостинг от uCoz